MTV-English

merctv.ru

Сайт обслуживается в REG.RU

Персональный сайт Мерцаловой Т.В.

 

+7(499)176-9171,  +7(926)958-9099

Речь пойдет о следующих романах:
Алмазный мой венец, 1978, В. Катаев
Козленок в молоке, 1995, Ю. Поляков
Таинственная страсть, 2007, В. Аксенов

 Чтение на самоизоляции. Три романа-шарады

о литераторах нашей страны.

Автобиографическая проза Катаева - "Алмазный мой венец"... - буквально потрясла читателей в 70-е годы. И критики, и читатели были едины - в мемуаристике прозвучало новое слово. Необычная форма изложения, яркий, своеобразный слог, а главное - "зашифрованность" персонажей, флер тайны, окутывающий эти произведения, явно выделяли ее из череды "казенных" воспоминаний тех лет. Читатели тратили немало времени, чтобы опознать катаевских персонажей. Тогда это было достаточно сложно - стихи Пастернака и Мандельштама знали немногие, а такие поэты, как Нарбут или Крученых, были вообще под запретом...
 
«Позвольте, наперед решите выбор трудный:
что вы наденете, жемчужную ли нить иль полумесяц изумрудный?» —
«Алмазный мой венец». — «Прекрасно! Помните? Его вы надевали,
когда изволили вы ездить во дворец".
 
Познакомилась в студенческие еще годы, как вышла книга. Зачитывали до дыр, давали почитать на ночь - и прочитывали! Первый шок - это, оказывается, совсем не детский, и совсем не совковый писатель! Читается безумно интересно, как детектив, хотя описывается всего лишь литературная среда 20-30-х годов, события того периода в стране. Если знать исторический фон - еще интереснее. Особое удовольствие доставляло разгадывать - кто есть кто в романе (это надолго стало нашей игрой).
В своей автобиографической книге "Таинственная страсть" Василий Аксенов описал жизнь литературной богемы 1960-х годов - бурную, жизнерадостную и довольно легкомысленную. При этом "Таинственная страсть" - книга не только мемуарная, но и художественная. Чтобы оставить себе простор для творчества, автор, вместо настоящих имен и фамилий, наградил своих героев прозвищами (псевдонимами). Впрочем, легкоузнаваемыми. Так, сам автор книги стал Ваксоном, поэт Роберт Рождественский - Робертом Эр, Андрей Вознесенский - Антоном Андреотисом и т. д. Более того, все эти псевдонимы заранее расшифрованы в предисловии к книге.
 
Прием этот не нов. Нечто подобное уже было в романе Валентина Катаева "Алмазный мой венец", где тот в свою очередь описал бурные дни своей литературной молодости. С той лишь разницей, что она пришлась у него на 1920-е годы.
 
Появившийся таким образом в книге небольшой элемент фантазии позволил Василию Аксенову более логично скомпоновать сюжет книги, домыслить некоторые эпизоды, непосредственным участником которых он не был.
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
И вот когда вышла авторская версия романа Аксенова Таинственная страсть - я сразу поняла, что это тоже из той же оперы. Необыкновенно точно передан аромат того времени: с одной стороны - романтика, энтузиазм какой-то, а с другой - ограничения даже по мелочам. Я лично помню этот период через призму детского восприятия - то есть ярко, красиво, но помню и бытовую неустроенность, даже бедность. И стихи, стихи, стихи... Тогда стихи читало полстраны, а четверть - писали сами. И снова тот же азарт - кто есть кто в романе. Хотя сейчас уже есть Интернет - интересно же самой догадаться! И еще такой штришок: если Катаев и описывал своих друзей, и высмеивал их - ласково, по-дружески, то Аксенов - пишет жестко, бьет наотмашь...
 ... роман Юрия Полякова "Козленок в молоке" можно отнести к жанру плутовского романа, но с одной оговоркой: плутами на сей раз выступают те, кого мы привыкли считать властителями дум, - писатели. Если вы хотите узнать, как стать знаменитым, не написав ни строчки, какие тайные и порой смехотворные пружины определяют то, что мы трепетно величаем литературным процессом, прочтите роман - вещь остросюжетную, остроумную, даже язвительную, и одновременно лиричную, ибо многие страницы посвящены любви.
 
"... Не вари козленка в молоке матери его..."
 
Почему-то в рецензиях не упоминается, что помимо плутовского сюжета, герой (писатель) повествует о своей жизни и среде обитания. Это литературная среда 80-90-х годов, то есть позднесоветского периода, перестройки и лихих годов становления капитализма. Внутренняя жизнь писательского сообщества, идеологические и бытовые перипетии описаны даже не с юмором - с сарказмом. Все персонажи вымышленные, то есть это не зашифровка исторических лиц, нет! Это обобщенные герои, в каждом из которых угадывается та или иная черта реально существовавших и писавших людей. Некоторые из них были еще живы - и восприняли роман как почти документальный, при этом как клевету, пасквиль. Мне сразу бросилось в глаза сходство с Алмазным венцом Катаева, тут тоже надо было разгадывать, кто под каким намеком имелся в виду. В то же время, сразу было видно и различие - герои все собирательные.
07.05.2020.
Библиотека
“Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.”
зарубежные языковые стажировки
И вы знаете, сдается мне, что недаром все три романа названиями взяли цитаты...
зарубежные языковые стажировки

 Чтение на самоизоляции.

А. и С. Абрамовы. Всадники ниоткуда.

 Очень люблю эту трилогию и периодически перечитываю. В детстве у меня была только вторая книга, Рай без памяти, от которой я впала в страшный восторг и начала охоту
за первым романом.
Года через два мне удалось прочесть его в библиотеке.
 
А о существовании третьей книги я не подозревала, пока в 1993 году (!) не купила этот вот сборник.
зарубежные языковые стажировки
Первая книга, Всадники ниоткуда, вышла в 1967 году.
Советские полярники, работающие в Антарктиде, сначала натыкаются на нетипичный ледяной покров, а потом встречаются со своими двойниками, исчезающими через некоторое время. Скоро они обнаруживают упавший американский самолет. Его пилот рассказывает, что подвергся нападению розовых «облаков» – газообразных объектов красноватого оттенка, быстро перемещающихся вне зависимости от ветра.
 
Пытаясь понять землян, пришельцы моделируют сны и воспоминания окружающих их людей и помещают их в эту виртуальную реальность. Французское Сопротивление времен Второй мировой и фантазии кинорежиссера в процессе творчества…
 
Это чистая советская фантастика, книга о контакте, и первыми контактерами становятся советские полярники
и летчик-американец.
зарубежные языковые стажировки
 Розовые облака: исчезновение дубля вездехода «Харьковчанка».
 
Во второй книге Рай без памяти советские полярники и американский летчик
оказываются в странном месте, где люди совершенно не обладают опытом современного человечества. Вспомнив о том, как розовые «облака» создавали копии людей и предметов, Анохин и Мартин догадываются, что то, куда они попали, – вовсе не Земля. Но они находят здесь друзей и помогают им, в том числе, обрести навыки, которые тем не дали их создатели.
 
Здесь уже меньше фантастики, а больше политики, но все равно интересно, а действие движется по прежнему динамично. Фашистская диктатура,
уже свое Сопротивление и загадка завода-континуума.
 
Третья книга Серебряный вариант (есть еще другое название
Время против времени). Здесь совсем почти нет фантастики, за исключением того факта, что земляне перенесены розовыми облаками на Землю-бис. А в остальном - приключения в стиле вестерн с элементами политического детектива.
 
Анохин и Мартин опять оказываются на «клонированной Земле» и встречаются со своими старыми знакомыми из «Рая без памяти», правда, здесь уже прошло лет пятьдесят. Их друзья теперь – пожилые и значительные люди, но им все так же требуется помощь землян.
 
Трилогия Александра и Сергея Абрамовых – высочайшего уровня фантастика, в которой сочетаются и научная достоверность, и яркость образов, и увлекательность сюжета.
 
Мне очень нравятся первые две книги! Светлая и оптимистичная атмосфера 60-х годов воспроизведена так отчетливо, что передается читателю. Любителям советской фантастики однозначно рекомендую.
 
А вообще у Сергея Абрамова (сына) довольно приличные произведения (Время его учеников, Тень императора, Выше радуги — по которой был снят отличный фильм), хотя позже он перешел на не очень убедительное фэнтези.
12.05.2020.