MTV-English

merctv.ru

Сайт обслуживается в REG.RU

Персональный сайт Мерцаловой Т.В.

 

+7(499)176-9171,  +7(926)958-9099

Женщины в живописи

Женщины-художники разных времен и народов.

По мотивам книги американского профессора-искусствоведа Дебры Манкофф "Женщины-художники за работой".

(На русский язык не переводилась)

 В XIX веке феминистское движение развернулось в полную силу: женщины активно участвовали в общественном движении, получали востребованные профессии, они уже могли содержать себя сами и иметь независимый гражданский статус. В некоторых странах они получили избирательное право. Возможности женщин-художников также сильно возросли - наиболее упорные из них сумели получить официальное образование.
Многие получали творческую и выставочную поддержку от своих мужей - также художников. Женщины пробовали себя в самых разных живописных стилях, нетипичных для женщин жанрах.
 
XX же век, с дальнейшим оживлением общественной жизни,
дал женщинам еще больше возможностей.
 Димитра Милан за работой.
Одна из видных представителей немецкого авангарда - Габриэла Мюнтер, жена знаменитого на весь мир Василия Кандинского, основоположника абстракционизма.
 
Василий Кандинский, Портрет Габриэлы Мюнтер. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен.
Габриэла Мюнтер, Автопортрет.
Принстонский университет, США.
 
Она была активной участницей его концептуального художественного объединения Синий Всадник в Мюнхене, которое развивало экспрессионистский стиль в живописи. Сама она также работала в этом стиле.
Габриэла получила образование в Мюнхенской Академии художеств, занималась в частной школе искусств Фаланкс, где училась у Хюстена и Кандинского.
Лора Найт, Автопортрет обнаженной. Национальная портретная галерея, Лондон.
 
Англичанка Лора Найт (часто транслитерируют Лаура) - художник не простой. Она кавалерственная дама, то есть обладательница дамского варианта рыцарского статуса. Звание это она получила в 1929 году за заслуги перед Великобританией в области живописи и культуры.
 
А начиналось все почти с хулиганства! Этот хитрый автопортрет произвел фурор в 1913 году!
А хитрость его в том, что художница изобразила себя три раза:
у мольберта, в виде модели и на полотне. Специалисты относят ее работы раннего периода к импрессионизму и постимпрессионизму.
Лора Найт, Подъем аэростата. Галерея Ковентри, Великобритания.
 
В период второй мировой войны Лора активно сотрудничает с правительственным Художественным Агентством, что-то вроде советского Агитпропа. Она зарисовывает эпизоды войны и пишет портреты героев. После войны - зарисовывает весь ход знаменитого Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
Работы этого периода специалисты считают реалистическими.
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
Фрида Кало, Две Фриды. Музей современного
искусства Мексики.
 
Следующая художница - легендарная Фрида Кало, мексиканская коммунистка, женщина трудной и трагической судьбы.
Она была женой культового художника Диего Риверы и подругой гения революции Льва Троцкого.
В раннем детстве она перенесла полиомиелит и всю жизнь страдала от его последствий - хромала. В 18 лет она попала в ужасную автокатастрофу, после которой ее буквально собирали по кускам.
В течение года она была прикована к кровати. Именно тогда она начала - не заниматься живописью - сразу писать автопортреты. Выбор жанра объясняется просто - у нее были неподвижны ноги, даже выглядывать в окно она не могла. Так что оставалось только смотреть в зеркало.
 
Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому, что являюсь той темой, которую знаю лучше всего.
зарубежные языковые стажировки
Фрида Кало, Да здравствует жизнь.
Дом-музей Фриды Кало.
 
В истории искусства она известна прежде всего множеством своих автопортретов.
 
Специалисты относят творчество Фриды к разным стилям: символизму, сюрреализму, некоторые работы -
к реализму.
зарубежные языковые стажировки
Габриэла Мюнтер, Мурнау. Частная коллекция.
 
Когда в 1933 году к власти в Германии пришли нацисты, экспрессионизм, как и все направления авангарда, был объявлен дегенеративным искусством. Габриэла осталась без работы и без возможности выставляться.
Но все же, несмотря на опасности того времени, она сумела сохранить работы, свои и Кандинского, в своем доме в Мурнау. Она пережила нацизм, умерла в 1962 году в возрасте 85 лет.
зарубежные языковые стажировки
Фрида Кало, Здесь висит мое платье. Нью-Йорк. Музей Дворца изобразительных искусств, Мексика.
 
Но все работы Фриды несут в себе отпечаток трагических событий ее жизни, выражают постоянную борьбу с болью, болезнями, какими-то тяжелыми обстоятельствами.
И все несут на себе приметы левого мировоззрения художницы, а также ее увлечения народным мексиканским искусством, культурой доколумбовых цивилизаций Америки. В Мексике Фрида Кало - народная героиня.
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
15.04.2018.
Часть 4. Век XX...
зарубежные языковые стажировки
Сьюзан Седдон-Булет, Амфитрита. Частная коллекция.
 
Сьюзан Седдон-Булет родилась в Бразилии в семье английских эмигрантов. Училась в пансионе благородных девиц в Лозанне, в Швейцарии, где отдельно занималась изобразительным искусством. Всерьез живописью занялась уже в браке, живя в США, но детство, проведенное в Бразилии сильно отразилось на ее работах. Ее люди-животные и люди-птицы, шаманы и языческие божества имеют черты этнических индейцев. Это мир фэнтези, где люди сливаются с животными и силами природы. Художница создала множество работ, которые разошлись по частным коллекциям. Нет ни музея, посвященного ей, ни даже статьи в Википедии, ни англоязычной, ни тем более нашей. Остался лишь волшебный мир ее образов.
Сюрреализм вообще наиболее активно развивался в XX веке. И сейчас - о трех художницах-сюрреалистках, которые, так уж случилось, еще и связаны с Латинской Америкой.
 
Ремедиос Варо, Создание птиц. Университет Симона Боливара, Венесуэла.
 
Ремедиос Варо - испанская художница, закончившая Академию Сан-Фернандо. С началом Гражданской войны в Испании переехала в Мексику, где нашла дружбу и поддержку у Фриды Кало и Диего Риверы. Ее работы специалисты сравнивают с творчеством самого загадочного мастера Северного Возрождения Иеронима Босха. Жившего в XV-XVI веках Босха некоторые называют средневековым сюрреалистом. Находят в работах Варо также и влияние Франсиско Гойи и Питера Брейгеля.
зарубежные языковые стажировки
Леонора Каррингтон, Пастораль. Национальный музей Мексики.
 
Леонора Каррингтон - полуангличанка-полуирландка, в 20 лет влюбилась в гения европейского авангарда Макса Эрнста, уехала с ним во Францию и стала художницей-сюрреалисткой. Спасаясь от нацистской оккупации, уехала в Испанию, где по распоряжению богатого отца была помещена в психиатрическую клинику. Бежала из нее в Мексику, где и подружилась с Фридой Кало и Ремедиос Варо.
Работы ее - мрачноватые фантасмагории, напоминающие бред безумца.
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
Сильвия Слэй, Ботичелли, Венера и Марс. Галерея Лоры Рейнольдс, Остин, США.
Так, была написана картина Турецкая баня, точная калька со знаменитой картины Жана-Огюста Энгра. Только вместо томных красавиц-одалисок в бане были изображены современные ей длинноволосые красавцы, причем, один играл на гитаре, повторяя мизансцену Энгра. Картина, помещенная слева - перифраз известной работы Сандро Ботичелли. Были написаны кальки с картин Благовещение Яна Ван Эйка, Школа Пана Луки Синьорелли, многие другие. Сильвия Слэй умерла в 2010 году в возрасте 94 лет.
Сильвия Слэй, Групповой портрет Галереи A.I.R., 1972. Национальный музей Женщины в искусстве, США.
 
Следующая художница, валлийка Сильвия Слэй - активнейшая феминистка.
Она закончила Школу искусств в Брайтоне, на юге Англии, а позже - Факультет искусств Лондонского университета. Ее феминистические взгляды на жизнь и искусство заставили ее переехать в США. Муж ее, Лоуренс Эллоуэй, известный галерист и теоретик искусства, ее во всем поддерживал.
Вместе со своим окружением они полностью погрузились в идеологию и эстетику хиппи, и на картинах Сильвии это особенно заметно. В конце 60-х супруги основали в Нью-Йорке объединение женщин-художников-феминисток, по типу коммун хиппи, которое назвали A.I.R. Gallery.
Сильвия, работавшая в стиле реализма, придерживалась очень радикальных взглядов на цели и задачи искусства и на роль женщин в нем. Она считала, что мужчины пишут обнаженную женскую натуру не из соображений прекрасного, а исключительно из животных инстинктов. Она пыталась доказать, что мужское тело не менее красиво, чем женское, в доказательство чего ей было написано множество работ с обнаженной мужской натурой. Но этого ей было мало. Она пыталась по-своему перетолковать всю историю искусства, поэтому постоянно писала картины-перифразы на известные мировые шедевры.
зарубежные языковые стажировки
Паула Регу в своей студии.
 
Еще одна представительница современного искусства - португалка Паула Регу (иногда транслитерируют Рего) - жива и сейчас, хотя ей уже 83 года. Она училась живописи в Школе искусств Слэйда, в Лондоне. С 1976 года окончательно поселилась в Лондоне вместе с мужем-англичанином и тремя детьми. Творчество ее часто определяют словом фигуративизм.
зарубежные языковые стажировки
Паула Регу, Танцы под луной. Галерея Тэйт, Лондон.
 
"Фигуративизм" - это термин в живописи, когда акцент делается на фигуре человека или изображении человека или животных. В фигуративизме, в отличие от других жанров, это подчёркнуто особенно сильно при помощи различных техник, например, ярких цветов, причудливых и вычурно гротескных форм, чётких контрастов и так далее.
зарубежные языковые стажировки
Паула Регу, Танцующие страусы, часть триптиха. Галерея Саатчи, Лондон.
 
Считается, что фигуративизм в живописи противопоставлен абстракционизму. Стиль Регу, однако же, часто сравнивали с мультфильмами и книжными иллюстрациями. Более поздние работы Регу выполнены в более реалистичном духе, но порой сохраняют ассоциации с животными (женщины-собаки, балерины-страусы).
 
И для позитива - две современные молодые художницы. Они пока далеки от серьезных исследователей их творчества, работы их продаются в частные коллекции.
Но ведь все когда-то начиналось с этого...
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
Френсис Макдональд, Звук самого Ионы.
Галерея Макинтош Билдинг, Глазго.
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
И еще две художницы модерна - шотландки сестры Френсис Макдональд и Маргарет Макдональд. Они происходили из интеллигентной семьи горного инженера, получили образование в Школе искусств Глазго.
 
Френсис Макдональд, Весна. Частная коллекция.
 
Там же они познакомились с молодыми художниками Чарльзом Ренни Макинтошем (впоследствии знаменитым дизайнером и архитектором) и Джеймсом Макнейром, и вскоре вышли замуж: Маргарет - за Макинтоша, а Френсис - за Макнейра. Вместе они образуют художественную группу Четверка, которая внедряла в искусство
Стиль Глазго, основным разработчиком которого считается Макинтош.
Маргарет Макдональд, Сердце Розы. Частная коллекция.
 
Когда Четверка выставила свои работы на Венском Сецессионе (объединении австрийских модернистов), шотландская школа модерна произвела сильнейшее влияние на местных художников, особенно на впоследствии прославившегося знаменитого Густава Климта.
 
Работы Четверки и их Стиль Глазго сильно повлияли также и на Движение Искусств и Ремесел в Англии, близкое к прерафаэлитам. В свою очередь, сестры научились у последователей Движения, проповедовавших сближение чистого искусства с ремеслом, множеству ремесленных навыков. После они работали по ткани, дереву, металлу, разрабатывали интерьеры.
Маргарет Макдональд, Роза Белая и Роза Алая. Частная коллекция.
 
Художественные панели Маргарет, Сердце Розы и Роза Белая и Роза Алая были проданы на аукционе Christie's
в 2008 году за 490 тыс фунтов и 1 миллион 700 тысяч фунтов соответственно.
Ну, и в завершение следует отметить, что последовательницы феминизма никогда не одобряли произведения в стиле модерн, в том числе и авторов-женщин. Во-первых, потому, что модерн воспевает женскую красоту, он откровенно любуется ей. А во-вторых, женщины-художники модерна практически не озвучивали свою общественную позицию, не интересовались политикой, они боролись за прогресс в искусстве
чисто творческими, художественными методами.
И добивались великолепных результатов.