MTV-English

merctv.ru

Сайт обслуживается в REG.RU

Персональный сайт Мерцаловой Т.В.

 

+7(499)176-9171,  +7(926)958-9099

Женщины в живописи

Женщины-художники разных времен и народов.

По мотивам книги американского профессора-искусствоведа Дебры Манкофф "Женщины-художники за работой".

(На русский язык не переводилась)

 Как-то однажды я привезла из Англии своей дочери в подарок вот эту книгу. А дочь моя художник по образованию. Книга ей очень понравилась. Особенно понравилось, что книга в Россию не завозилась и на русском не издавалась тоже. Не могу судить, нужен ли здесь кому-то профессиональный перевод, но она сделала краткий пересказ (очень краткий!) на русском языке. Может, кого-то заинтересует.
В наши дни даже странно представить себе, что женщина не может заниматься какой-то профессией только потому, что она женщина. Но мы знаем из истории, что так было не всегда.
За свои права женщинам проходилось бороться столетиями, тому пример - феминистическое движение.
Живопись, как и любое искусство, всегда было близко женщине.
Но почему-то именно в живописи женщинам долго была закрыта дорога профессиональной карьеры.
Были женщины-певицы, танцовщицы, в XVII веке появились женщины-актрисы. Общество смирилось с этим.
А вот женщин-художников признавать не хотели долго.
Однако это не значит, что их не было.
Марсия, пишущая автопортрет. Национальная библиотека, Париж.

 

Женщины - профессиональные художники существовали еще в античный период.
Бокаччо в своем Декамероне пересказывает отрывки из Истории Плиния Старшего, древнеримского историка и писателя. Он называет трех известных художниц того времени (т.е. начала I в. до н.э.), но подробно описывает только Марсию (в других источниках ее называют Иайа). Скорее всего, она была греческой художницей, переселившейся в Рим.
Уже давно известно, что в Риме была женщина по имени Марсия, дочь Варрона... Ее следует похвалить не меньше за ее интеллектуальные способности и ее ручную ловкость. Мы не знаем, училась ли она у учителя или была природно одаренной. Тем не менее, пренебрегая женскими рукодельями и не желая тратить время на безделье, Марсия полностью посвятила себя изучению живописи и скульптуры; ...Она смогла ...рисовать с таким мастерством и утонченностью, что она превзошла ...самых известных живописцев своего времени. И что еще более необычно, наши источники говорят, что Марсия не только прекрасно рисовала (довольно обычное достижение), но образцы искусства Марсии сохранились в течение длительного времени. Среди них был автопортрет, который она нарисовала на дереве с помощью зеркала.
В Средние века (часто называемые Темными) женщин-художников не замечено. Во всяком случае, следов в истории о них не сохранилось. Еще бы - женщин, обладающих умениями (любыми за рамками трех К, то есть Кухня, Дети, Церковь) сжигали на кострах.
И только в Эпоху Возрождения, в период культурного подъема в Европе, на фоне общего расцвета изобразительного искусства, женщины снова выходят на арену живописи.

 

Автопортрет Барбары Лонги в виде св.Екатерины Александрийской. Пинакотека, Равенна.
 
Барбара Лонги жила в XVI веке в Равенне, это итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, дочь выдающегося художника-маньериста Луки Лонги и его ученица. Была известна современникам как портретист прежде всего.
Автопортрет Мариэтты Робусти (Тинторетты) в образе музыканта. Галерея Уффици, Флоренция.
 
Еще одной представительницей Эпохи Возрождения и Италии была Мариэтта Робусти по прозвищу Тинторетта. Отец ее, Якопо Робусти - знаменитый художник Тинторетто (что значит маленький красильщик), ученик Тициана. Якопо взял псевдоним по профессии отца. У него было восемь детей, но только сын Доменико, ставший преемником в мастерской, и дочь Мариэтта, в меньшей степени сын Марко, унаследовали его талант.
Портрет двух мужчин. MR. Дрезденская галерея.
 
Мариэтта работала в мастерской отца, как любой из учеников мастера прописывала задний план картин, детали одежды и т.д.
Она даже ходила с ним на сеансы к заказчикам портретов, переодевшись мальчиком. Большая часть ее работ остались не подписанными, также, как и работы Доменико.
И в наши дни их чаще приписывают кисти самого Тинторетто, так как стиль у всех троих был очень похож. Ну кто бы сомневался!
Парный мужской портрет из Дрезденской галереи - один из немногих, подписанный MR (Marietta Robusti).
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
Леон Конье. Тинторетто у тела дочери. Музей Бордо.
 
Мариэтта прославилась у современников как хороший портретист.
Ее приглашали работать в качестве придворного художника император Священной Римской империи Максимилиан II и король Испании Филипп II.
Но отец не захотел отпускать ее далеко от себя и выдал замуж за известного ювелира Якопо Аугуста, жившего поблизости.
В возрасте 30 лет (по другим источникам - 36) Мариэтта умерла в тяжелых родах.
Георг Гзель. Мария Сибилла Мериан. Галерея Базеля.
 
Следующий персонаж - Мария Сибилла Мериан, художник и гравер из Германии. Она жила уже в эпоху Реформации, в период расцвета стиля барокко.
Отец ее был гравером, отчим - художником, а мать занималась производством шелка. Замуж Мария вышла также за художника и жила в Нюрнберге и Амстердаме.
зарубежные языковые стажировки
Мария Сибилла Мериан. Книга цветов. Королевская коллекция, Виндзор.
 
В зрелом уже возрасте поехала в Суринам с исследовательскими целями и в результате этой поездки ее коллекция суринамских насекомых оставалась самой полной и подробной вплоть до XX века.
Многие ученые-энтомологи считают ее (художника!) основательницей своей науки. Она открыла миру бабочку, подробнейшим образом изучив и зарисовав все этапы ее существования.
зарубежные языковые стажировки
Барбара Лонги. Мадонна с младенцем. Художественный музей, Индианаполис.
 
В наши дни известна по целому ряду изображений Мадонны с младенцем. Достоверно атрибутированы около 15 ее работ, а большая часть написанных ею портретов или утрачена, или находится в ряду произведений с недостоверным авторством.
Известно, что художница никогда не покидала своей родной провинции Эмилия-Романья, но она постоянно училась. Ни одна эстетическая или техническая новация в живописи не проходила мимо нее. Работы ее отличаются пропорциональностью и естественностью женского лица и фигуры, свойственной Рафаэлевским женщинам. Уверенный мазок и золотистое освещение напоминают Корреджо. На заднем плане портретов часто виден выразительный пейзаж, - манера, присущая и самому Леонардо.
зарубежные языковые стажировки
Мария Сибилла Мериан. Гравюра. Королевская коллекция, Виндзор.
 
Специфический предмет ее интереса - цветы и насекомые.
Кроме многочисленных гравюр, она изобразила акварелью и издала отдельной Книгой цветов множество сортов и видов декоративных растений.
В развитие этой идеи она изобрела состав красок для росписи по ткани, не смывающихся при стирке. И открыла мастерскую по росписи скатертей на радость всем дамам Нюрнберга.
зарубежные языковые стажировки
зарубежные языковые стажировки
12.03.2018.
Часть 1. Дела давно минувших дней...
зарубежные языковые стажировки
Мария Сибилла Мериан. Насекомые Суринама. Королевская коллекция, Виндзор.
 
Дочери ее выросли умницами и красавицами и продолжили ее дело. Одна из них даже приехала по приглашению Петра I в Россию и несколько лет передавала нашим предкам свои знания и умения.